Акт приема передачи
При оформлении различных сделок сторонами-участницами должны согласовываться все важные условия. Они фиксируются в договоре. В том случае, если он касается передачи каких-то товаров покупателю, имущества владельцу или выполнения работ для организации либо частного лица, то составляется акт приема-передачи. Он имеет реальную правовую силу и отражает все тонкости, имеющие значение в конкретной ситуации.
В чем особенность акта приема-передачи?
Законом не предусматривается точное определение таких актов, несмотря на то, что они фигурируют почти всегда при заключении договора и сделок по передаче продукции (товаров, имущества) и оказании услуг.
Поводами для использования акта приема-передачи являются:
- заключение сторонами договора о покупке и продаже товаров (иных предметов и объектов) — с помощью актов подтверждается сам факт передачи и фиксируется отсутствие замечаний к поставщику относительно качества;
- отчет об оказанных услугах — акты в данном случае доказывают факт качественно проделанной работы и выступают основанием для ее оплаты.
Даже если письменный договор не составлялся, применение акта приема-передачи остается возможным при достижении соглашения в устной форме.
Обычно акты по приему и передаче подписываются двумя непосредственными участниками. Хотя возможны и исключения, например, если в процессе принимают участие посредники. Нередко бывает так, что товар попадает к приобретателю не напрямую из магазина, а из рук сотрудников предприятий доставки и курьерских служб. В этом случае бумага подписывается и передается продавцу.
Всегда ли нужны акты приема-передачи?
В законодательных документах обязательного требования нет. По умолчанию сведения о передаче какого-то предмета или объекта должны быть указаны в самом договоре. Однако договоры бывают разными, и в часть из них следует добавлять акты приема-передачи. В пример можно привести документ на сдачу готового дома, возведенного по программе долевого строительства.
В законе ничего не сказано о конкретной форме актов. Как их составлять и что вписывать в текст, решают заинтересованные стороны. Главное, чтобы был отражен факт свершившегося действия между участниками.
Стоит выделить случаи, в которых не обойтись без акта приема-передачи:
- покупка и/или продажа товаров и объектов недвижимости;
- доставка товаров на склады и их приемка;
- ответственное хранение ценных вещей;
- выполнение различных услуг;
- аренда недвижимости;
- оформление сделок дарения;
- передача важной документации.
Количество копий актов приема-передачи должно соответствовать количеству сторон, заключающих договор.
Что представляют собой акты приема-передачи товаров?
Это документы, в которых прописываются все основные сведения о сделке: сроки передачи, количество товара, его наименование и стоимость — и отражается сам факт перемещения в другие руки. Если у получателя возникнут вопросы к поставщику по качеству или объему поставок, то акты будут являться доказательством того, что вторая сторона взяла на себя определенные обязательства и не выполнила их. И за это ее можно привлечь к суду. Наличие акта приема-передачи часто оказывается решающим фактором при вынесении судебного приговора.
Для отдельных видов продукции составление актов приема передачи является неотъемлемым условием фактического осуществления сделки. К ним относятся дорогое оборудование, сложная техника и т. п. Они всегда проверяются перед тем, как будут отданы покупателю. Еще акты обязательно оформляются перед передачей вещей на ответственное хранение. В подобных документах прописываются данные о внешнем виде, состоянии и основных характеристиках передаваемых ценных предметов, указываются условия, в которых они должны содержаться, и имена материально ответственных лиц.
Другие виды актов и их специфика
Стоит дать краткое описание и других подобных актов:
- при оказании услуг такой документ подтверждает, что они действительно были выполнены в полном объеме и с удовлетворяющим заказчика качеством. С объективной точки зрения эти параметры сложно оценить. Поэтому допустима свободная форма документа и оформление текста на унифицированных бланках;
- при передаче официальной документации должно быть составлено два экземпляра актов — по числу сторон или больше, если это необходимо;
- по завершению сделок с недвижимостью необходимо оформление актов, удостоверяющих этот факт. Нужны минимум 3 копии — продавцу, приобретателю и регистрирующему сделку госоргану;
- еще существуют специальные акты для определенных категорий, например, на передачу автомобиля, ключей от сейфов с ценностями, денег, авторских прав и т. п.
Правила составления
Как уже отмечалось выше, не существует ни единой формы акта приема и передачи, ни единых требований к их составлению, прописанных в законе. Допустимо создание документа в том формате, который будет удобен сторонам. Об этом они договариваются между собой.
Однако есть ряд правил, которые действуют в отношении подобных актов. Их следует соблюдать, чтобы документы не лишились юридической силы.
В структуре должны присутствовать:
- наименование и номер акта;
- дата и место создания документа;
- информация о сторонах;
- данные о договоре, к которому прилагается акт (это важно, потому что акты не относятся к категории самостоятельных документов и сами по себе никакой силы не имеют);
- параметры товаров/сведения об оказанных услугах (такие как название, объемы, расценки и т. п.);
- отметки и недостатках и браке;
- подписи участников и их расшифровки.
Резюме
Акт приема-передачи не относится к категории обязательных документов. Его наличие не предусмотрено законом, но очень желательно при заключении сделок купли-продажи и оказании услуг. У этого документа нет официальной, строго утвержденной формы. Существуют типовые бланки, которые можно использовать, но чаще всего акт оформляется участвующими сторонами так, как им удобно. Главное — соблюдать ряд правил по содержанию и структуре таких бумаг.
Заполните заявку и мы поможем
Спасибо за заявку!
Мы перезвоним в течении 4 минут 58 секунд и проконсультируем по вашему вопросу