Изменения в лесном законодательстве

В конце 2023 года вступили в силу изменения в лесном законодательстве, которые существенно изменили (ужесточили) порядок аренды лесных участков, повысили ответственность арендаторов и существенно повысили риски расторжения договора аренды леса в связи с различными нарушениями.
Рассмотрим основные изменения и по какому пути идет правоприменительная практика в 2025 году, почти 2 года спустя вступления в силу новых правил.
Большая часть изменений в законодательстве вступила в силу с 1 сентября 2023 года, за исключением некоторых положений, которые начали действовать с момента официального опубликования закона — 29 декабря 2022 года. Изменения были внесены федеральным законом №600 от 29.12.2022.
Основания для расторжения договора аренды лесного участка (ДАЛУ)
Внесенные поправки расширяют перечень оснований для расторжения договора аренды лесного участка. Теперь, если арендатор не выполняет обязательные мероприятия по сохранению лесов, включая их защиту от пожаров, договор аренды может быть расторгнут через суд.
Документы, в которых прописаны требования к таким мероприятиям:
- проект освоения лесов;
- проект восстановления лесного массива;
- проект создания новых лесных насаждений;
- сводный план ликвидации лесных пожаров на уровне субъекта РФ;
- план тушения лесных пожаров.
Аналогичные требования распространяются и на договоры безвозмездного пользования лесными участками. Эти изменения вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
Ранее прекращение договора аренды лесного участка происходило по нормам Гражданского и Земельного кодексов РФ, и арендодателю приходилось доказывать в суде серьезные нарушения со стороны арендатора. Однако суды далеко не всегда признавали несоблюдение природоохранных мероприятий достаточным основанием для расторжения договора. В связи с этим были внесены поправки в Лесной кодекс, уточняющие, что невыполнение обязательств по охране лесов является веской причиной для прекращения договора аренды.
Обновленные условия продления аренды лесного участка
Изменились также и условия продления договоров аренды лесных участков, находящихся в собственности государства или муниципалитетов. Ранее для заключения нового договора требовалось соблюдение следующих условий:
- отсутствие многократных нарушений условий аренды;
- соответствие условий нового договора лесохозяйственному регламенту;
- наличие оснований для аренды лесного участка без проведения торгов.
Согласно новым правилам, эти требования исключены. Вместо них введено обязательное условие – выполнение мероприятий по сохранению лесов. Арендаторы, планирующие продлить договор, должны:
- исполнить все предусмотренные договором мероприятия по сохранению лесов (мероприятия по лесовосстановлению);
- подать заявление о продлении аренды в установленный срок (не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения текущего договора);
- не числиться в реестре недобросовестных арендаторов;
- не иметь задолженности по арендным платежам за три последних расчетных периода подряд;
- продолжать использовать участок по целевому назначению (как правило, для заготовки древесины).
Эти изменения также вступили в силу с 1 сентября 2023 года.
Запрет на субаренду лесных участков для заготовки древесины
Юридическим лицам и гражданам, арендующим лесные участки с целью заготовки древесины, теперь запрещено передавать их в субаренду или переуступать права и обязанности по договору. Данный запрет вступил в силу 29 декабря 2022 года.
Ранее это ограничение распространялось только на арендаторов, получивших участок по результатам торгов, однако теперь оно касается всех пользователей, вне зависимости от способа заключения договора.
Это существенно усложнило жизнь некоторым лесопользователям, поскольку раньше существовала так называемая практика продажи или уступки леса «на корню» — когда арендатор или победитель аукциона просто передавал свою расчетную лесосеку в рубку третьему лицу.
Такая передача формально оформлялась договорами купли продажи древесины (как правило, в хлыстах) и договором подряда на ее заготовку.
Расторжение договора аренды леса в связи с лесовосстановлением
Арендаторам лесных участков теперь следует внимательно следить за выполнением мероприятий по сохранению лесов, особенно если они планируют продлевать договор. Несоблюдение этих требований может привести к досрочному расторжению аренды.
Положениями Федерального закона № 600-ФЗ от 29 декабря 2022 года установлена ответственность за несвоевременно выполненные или выполненные не в полном объеме мероприятия по охране и восстановлению лесов.
Согласно статье 89.1 Лесного кодекса лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению, составляют проект лесовосстановления.
Правилами лесовосстановления, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2020 № 1014, предусмотрено, что проект лесовосстановления разрабатывается лицами, на которых в соответствии с Лесным кодексом возложена обязанность по лесовосстановлению, на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества, проекта освоения лесов, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования.
Лесовосстановление состоит из комплекса природных процессов, в том числе обусловленных специальными технологическими и организационными мероприятиями, по образованию молодых сомкнутых лесных насаждений (молодняков) главных лесных древесных пород на землях, предназначенных для лесовосстановления. Лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. Искусственное восстановление лесов (далее — искусственное лесовосстановление) осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений, в том числе при реконструкции малоценных лесных насаждений (пункты 2, 3 Приказ Минприроды России от 04.12.2020 № 1014 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 № 61556).
На практике часто возникают ситуации, когда лесопользователь, выполняет мероприятия по лесовосстановлению, но в силу особенностей лесных участков у него просто нет места для выполнения тех или иных мероприятий, предусмотренных ПОЛ.
У таких арендаторов и лесопользователей возникают проблемы с выполнением полного объема лесовосстановления. Основными проблемными направлениями восстановления лесов на практике являются:
- Естественное лесовосстановление;
- Уход за молодняками (осветление, прочистка);
- Дополнение лесных культур;
- Строительство и эксплуатация лесных дорог.
Все эти мероприятия требуют наличия фактических площадей, на которых они могут быть выполнены. А если у арендатора большое количество заболоченных площадей? Или проект освоения лесов был разработан в самом начале, при заключении ДАЛУ и у арендатора не было понимания состояния лесосек. Или ПОЛ был разработан на основании данных лесоустройства, которые давно не соответствуют действительности.
При этом министерство лесного хозяйства следует формальному принципу — предъявляет претензии и требует выполнения лесовосстановления в полном соответствии с договором аренды и проектом освоения лесов.
В результате нововведений, лесопользователи в 2025 году стали массово получать претензии от Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира с требованием устранить нарушения за 2022, 2023 и 2024 годы.
Наши юристы по лесному праву помогают защищать интересы клиентов, получивших такого рода претензии.
Как вы считаете, можно ли на 100% выполнять лесовосстановление по ПОЛ?
Новые требования к участникам аукционов на аренду лесных участков
Теперь заявки на участие в аукционах на право аренды лесных участков для заготовки древесины могут подавать только те компании и индивидуальные предприниматели, которые владеют объектами лесоперерабатывающей инфраструктуры и занимаются выпуском продукции с высокой добавленной стоимостью. Если таких объектов у заявителя нет, ему будет отказано в участии в аукционе.
Данное требование вступило в силу с 1 сентября 2023 года. Юристы по лесному праву нашей компании регулярно актуальные аукционы по продаже лесных насаждений.
Нововведение коснулось множества так называемых «посредников» — лиц, которые в группе или индивидуально заявлялись на участие в аукционе по покупке леса (лесных насаждений) с одной целью — повысить стоимость лота или препятствовать участию других реальных игроков.
Нововведение также имеет цель повысить объем глубокой переработки, предоставляя возможность переработки тем, кто хочет не просто продать древесину, а именно переработать ее и продать уже изделие (пиломатериал). Нововведение положительно отразится на предприятиях лесопереработки, так как многие из них сталкиваются с нехваткой сырья или завышенными ценами от перекупщиков.
Таким образом изменения, внесенные в 2023 году оказали существенное влияние на изменение рынка лесопользования и в 2025 году уже складывается новая судебная практика, которая показывает, что лесопользователи все чаще лишаются аренды.

Заполните заявку и мы поможем
Спасибо за заявку!
Мы перезвоним в течении 4 минут 58 секунд и проконсультируем по вашему вопросу