Правила ведения учёта микротравм сотрудников
В 2022 году в Трудовом кодексе появились изменения, касающиеся ведения обязательного учета работодателем микротравм сотрудников. Минтруда по данному поводу выпустило специальные Рекомендации, на которые требуется ориентироваться. Данный документ является обязательным к исполнению законодательным актом, поэтому его предстоит соблюдать неукоснительно и сразу же с даты введения. Давайте разберём пошагово, как должны теперь действовать кадровики и другие сотрудники предприятия.
Шаг 1 – обучение и инструктажи
Нововведения в законодательство требуют доведения их до сведения персонала и проведения соответствующих разъяснений. Суть заключается в том, что теперь даже при микротравмах сотрудников работодателем должно быть проведено расследование, которое является частью программы профилактики производственного травматизма и снижения рисков несчастных случаев на рабочих местах.
Отметим, что, говоря о микротравмах, имеются ввиду небольшие повреждения (ушибы, гематомы, порезы), которые не причиняют существенного вреда здоровью и не могут быть основанием для больничного. Однако, если они произошли на рабочем месте, их нельзя оставлять без внимания.
В рамках обеспечения эффективной работы с учетом охраны труда на предприятии, требуется:
- проведение внепланового инструктажа персонала (на основании приказа по предприятию);
- организация внеочередного обучения сотрудников, связанных с работой по ОТ, ответственных должностных лиц, членов комиссии, занимающейся проверкой знаний персонала.
Для ознакомления рядовых сотрудников с необходимостью информировать непосредственного руководителя о микротравме ввиду требований по обязательному ведению учета, проводится обычный инструктаж, о чём в соответствующем журнале делается запись.
Шаг 2 – подготовка приказа
Для соблюдения описанных норм законодательства на любом предприятии должна быть построена соответствующая система. Начало работ по правильной организации учёта сотрудников должно начинаться с распорядительного документа, в котором назначаются ответственные лица за построение и внедрение данной системы.
В распоряжении должна быть отражена такая информация:
- суть поставленной задачи (реализация установленных нововведений в ТК и соблюдения Рекомендаций Минтруда от 01.03.2022);
- список назначенных ответственных лиц за проведение ряда соответствующих мероприятий, а также главного ответственного за контроль и исполнение данного приказа;
- поручение конкретным специалистам разработать внутренний нормативный документ, в котором будет регламентирована процедура.
Обязательно должен быть продуман документооборот, ведение и хранение журналов, справок и т.п.
С приказом по предприятию должны быть ознакомлены все сотрудники, причем сделать это следует под подпись.
Были ли у вас микротравмы на предприятии?
Шаг 3 – положение о микротравмах
В указанных выше Рекомендациях Минтруда сказано, что на предприятиях должен быть разработан внутренний нормативный документ по организации и систематизации данной работы. Это может быть положение, регламент.
В нормативном документе следует отразить:
- зоны ответственности участников процесса и их действия при наступлении рассматриваемого события;
- порядок проведения расследования случая микротравмирования и сроки его завершения;
- процедуру информирования о происшествии;
- какая документация оформляется и на каких носителях, в том числе нужно установить формы (журналов, справок и т.п.).
Документ подлежит согласованию с представителем профсоюза (это требование ст.372 ТК РФ).
Количество ответственных на каждом предприятии/организации определяется индивидуально. Это зависит от общей численности. В небольшой фирме, где пара десятков человек, в единственном офисе работу может выполнять и один ответственный. Если же речь идет о компании многочисленной, с филиалами, то тогда ответственные должны быть назначены в разных подразделениях. При этом их следует проинструктировать и обязать вести документацию в едином виде (формы журналов и прочих документов, как отмечено выше, должны быть утверждены положением о микротравмах).
В интернет-пространстве сегодня размещено множество типовых форм, можно воспользоваться шаблонами и внести дополнения, которые необходимы для конкретного предприятия.
Шаг 4 – процесс внедрения системы
Подготовка к внедрению системы учета микротравм начинается с выполнения шагов 2 и 3, детально описанных выше. Как только будет написан и согласован соответствующий внутренний нормативный документ (Положение), он должен быть доведен до сведения работников под личную подпись каждого. С данного момента персонал несёт ответственность за несоблюдение требований.
На практике для внедрения системы предпринимают ряд дополнительных мер, эффективность работы повышает:
- размещение утвержденных бланков и форм в открытом для сотрудников доступе;
- организация проведения обучения ответственных лиц и руководителей среднего звена порядку работы в запускаемой системе;
- составление небольших памяток для персонала, в которых расписан порядок действий при получении микротравмы.
Работодатель обязан выполнить требования законодательства и реализовать данную процедуру, в противном случае его ожидает наказание по ст. 5.27 КоАП.
Подписывайтесь на наш telegram канал!
Там много полезной информации, бесплатных документов, лайфхаков и инсайтов, которые помогут вам в жизни.
Перейти в каналЗаполните заявку и мы поможем
Спасибо за заявку!
Мы перезвоним в течении 4 минут 58 секунд и проконсультируем по вашему вопросу