Взыскание убытков, вызванных утратой скоропортящегося груза при перевозке
Кратко суть проблемы
К юристам BonteQ обратился клиент, который просил взыскать с перевозчика убытки, вызванные порчей и утратой скоропортящегося груза – бананов в процессе их транспортировки по железной дороге из г. Санкт-Петербург в г. Иркутск.
Процесс работы
Сложность в данном деле была связана с крайне запутанными схемами прав и обязанностей по перевозке бананов на стороне Ответчика.
У нашего клиента был заключен договор с перевозчиком, который в судебном заседании заявил, что на самом деле в рамках заключенного договора перевозчиком он является, а просто предоставил рефрежираторные контейнеры под погрузку.
В соответствии с разделом 4 приложения 5 к Соглашению о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) банан является скоропортящимся товаром при транспортировки которого применяются особые условия и сроки транспортировки.
В соответствии с ГОСТ Р 51603-2000 «Бананы свежие. Технические условия» бананы транспортируются свежесобранными (зелеными), при этом существенна температура перевозки, установленная п. 8.4. = 13,2-13,6 °С, такая температура замедляет как дыхание плодов, так и ведущие к созреванию процессы обмена веществ.
Дозаривание бананов производят на месте получения груза по ГОСТ Р 50420 с использованием специального газа, который ускоряет естественные процессы созревания. При этом, для Грузополучателя, который получает и затем дозаривает банан принципиально важно, чтобы банан был доставлен равномерно зеленым в максимально короткие сроки, поскольку даже при соблюдении температурного режима внутри банана происходят естественные процессы созревания.
Путь перевозки в данном деле составил более 5000 километров, соответственно единственным вариантом была транспортировка в рефрижераторных контейнерах.
Как всегда при транспортировке на Ж/Д транспорте, в процессе транспортировки участвовало множество посредников и субподрядчиков. То есть перевозку осуществлял не сам ответчик, а его субподрядчик, который в свою очередь тоже нанимал субподрядчика и так далее.
В момент открытия контейнера в точке доставки оказалось, что около половины бананов созрели, не годятся для дальнейшей реализации и могут быть либо в срочном порядке проданы с существенным дисконтом, либо утилизированы через несколько дней.
Первая часть заявленных нашими юристами убытков была рассчитана как разница стоимости срочно реализованных бананов и их стоимость по контракту, по которому они должны быть проданы изначально.
Между клиентом и конечным покупателем был в свою очередь заключен договор поставки, по которому Покупатель или забирает весь объем или ничего (в случае большого количества испорченного товара). Таким образом, покупатель отказался от принятия 100% товара, что составило вторую часть убытков.
Ответчик требования не признал и ссылался то на то, что он вообще не участвовал в перевозке, то на то, что ответственность за порчу груза должны нести РЖД – как перевозчик или иные компании – посредники.
Ключевыми доказательствами по делу были данные термологеров, установленных в каждом контейнере для контроля температуры в пути следования. Эти логгеры, которые всегда обязательно устанавливаются при такого рода перевозках почему-то пропали и данные с них, полученные третьими лицами в момент разгрузки не соответствовали тем данным, которые предоставил Ответчик в судебном заседании. По данным Ответчика нарушения температурного режима не было, а по данным логгеров, полученных в момент доставки – нарушения были.
Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее – ФЗ о ТЭД) экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Более того, согласно п. 4 той же статьи наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
Юристами BonteQ также были предъявлены требования о взыскании убытков, вызванных необходимостью утилизации товара, командировочные расходы на сотрудника и расходы на различные экспертизы.
Результаты
В результате успешной работы команды юристов BonteQ нам удалось взыскать убытки и все заявленные требования в полном объеме. Ответчик выплатил нашему клиенту 3 545 750 рублей.
Команда, которая принимала участие в деле
Заполните заявку и мы поможем
Спасибо за заявку!
Мы перезвоним в течении 4 минут 58 секунд и проконсультируем по вашему вопросу