Как подать апелляцию

Как подать апелляцию

Апелляция — это обжалование судебного решения, которое еще не было исполнено. По закону на нее дается право всем, кто участвует в разбирательстве конкретного дела: главным фигурантам (либо их представителям — адвокатам), прокурору и даже свидетелям. Также апелляционное заявление может подать группа лиц, непосредственно не вовлеченных в процесс, но имеющих к нему опосредованное отношение. Например, это может быть собственник фирмы, которая попала в поле зрения во время суда.

Достаточно часто бывает так, что судья вынес решение, но одна из сторон осталась им недовольна и подала апелляцию. И здесь возможны два варианта развития ситуации. Если судебное решение невыгодно для кого-то из участников, то попытка обжаловать его лишь затянет дело. Исполнение отложится, но все равно будет неизбежным. Если имела место судебная ошибка или неправильная трактовка законов, то жалоба может полностью поменять исход дела. В данном случае все зависит от того, насколько грамотно была составлена апелляция и насколько убедительными будут представленные доказательства.

 

В какие сроки подается апелляция?

Срок подачи апелляции зависит от особенностей судебного дела. Стандартный период — месяц. Отсчет начинается с того момента, когда было принято судебное решение  и до его вступления в силу. Подать апелляционное заявление допустимо на физическом (бумажном) или цифровом (электронном) носителе.

 Временной промежуток может быть сокращен до 15 дней. Это возможно в рамках упрощенного производства, которое осуществлялось без вызова сторон. Порядок прописан в статье 232.4 ГП и статье 229 АПК.

 Можно ли подать апелляцию на заочное решение суда?

 Бывают ситуации, когда человек не появляется в суде и может даже о нем не знать. А уже потом задним числом получает решение судебного органа. И оно тоже может быть обжаловано, но при одном важном условии: если фигурант сможет внятно объяснить свое отсутствие.

На подачу жалобы после получения копии судебного решения остается неделя. Ответчику необходимо уведомить орган о причинах своего отсутствия на заседании, подав документальное доказательство вместе с апелляцией. Пакет направляется по почте через судебную канцелярию. Если причина была значительной и суд ее принимает, то  ответчик имеет право подать ходатайство о возобновлении истекшего срока. Его удовлетворят, если, например, человек тяжело болел и не имел возможности покинуть лечебное учреждение. Сломанная нога — это не причина исключительного характера, потому что такая травма не ограничивает мобильность полностью.

Достаточной причиной, по которой заинтересованная сторона не подала документы, может считаться тот факт, что человек просто не знал о предстоящем заседании. Например, повестки приходили на старый адрес, по которому ответчик уже не проживает.

 

Как аргументировать апелляционную жалобу?

 Нельзя затеять спор с судебным органом только потому, что решение было вынесено не в вашу пользу и оно очень не нравится. Нужно привести  веские доводы.

Принятые правовые нормы позволяют подать апелляцию по материальным и процессуальным основаниям. Первый вариант — более редкий, но зато у него выше результативность. Если в законе предусмотрено одно, а в судебном решении написано совсем другое, то есть почти 100 % вероятность его отмены.

В рамках процессуального основания жалобу можно подать, указывая на нарушения правил судебного разбирательства. То есть в данном случае внимание обращается на то, как рассматривалось дело, на протекание самого процесса. Например, грубым нарушением является отсутствие судебного протокола, который должен вестись на заседании. Юрист может обосновать процессуальные нарушения как препятствия для отстаивания ответчиком или истцом своей позиции.

Апелляционный суд рассматривает решение первой инстанции прежде всего с точки зрения соблюдения процессуальных правил. Материальное основание может браться во внимание, если оно заявлено в аргументации сторон, однако оно является вторичным. Суд может рассматривать дело на предмет соответствия ГПК даже тогда, когда фигуранты об этом не просили, чтобы доподлинно установить законность действий.

В апелляции не допускается выдвижение новых требований. Также недопустимо предъявление дополнительных документов, кроме тех, что уже были представлены суду ранее. Исключение может делаться только для тех фигурантов, которые не были привлечены при рассмотрении изначального дела. К примеру, судебный спор о наследстве разбирался без жены умершего человека. Ее право — обратиться с апелляционной жалобой. Она может подать новые документы, если в этом будет необходимость. Также допустимо представление материалов, которые было невозможно обнародовать ранее, потому что их, к примеру, не было на руках — человек ожидал их доставки из официальных органов. Если решение суда выносилось без их учета, то можно включить их в пакет документов для апелляции.

Правильная аргументация при оформлении жалобы — 85 % успеха. Например, суд гарантированно одобрит жалобу, если при рассмотрении в начальной инстанции дела о покупке товаров организацией во главу угла ставится закон о защите прав потребителей, который применим лишь в отношении физических лиц. Обращать внимание нужно и на любые процессуальные формальности, которые очень легко нарушить. И за любой мелкий недочет опытный юрист может зацепиться для обоснования апелляции, хотя шансы на успешный исход в данном случае трудно оценить объективно.

Поводов для нее может найтись масса. К примеру:

  • не предусмотренный законом состав судебного органа — вместо судьи процесс вел помощник;
  • не были извещены лица, которых непосредственным образом коснулось судебное решение;
  • процесс проводился на иностранном языке, а не на государственном — в данном случае русском (подобное случается в республиканских органах, где участники могут плохо знать русский), необходимо, чтобы все фигуранты понимали, о чем идет речь, поэтому в отдельных случаях требуется помощь переводчиков;
  • нет судебного протока — либо его вообще не вели, либо он был утерян;
  • судья не находился в одиночестве при обдумывании решения (он должен был удалиться в совещательную комнату или попросить присутствующих выйти из зала суда на время);
  • на решении не было подписи судьи или за него расписывался кто-то другой.

 

Указанные аргументы являются основанием для пересмотра дела заново. В этом случае допускается привлечение новых, не использовавшихся ранее документов, экспертных заключений и т. п.

 

Важно! При составлении апелляционной жалобы не стоит руководствоваться принципом «чем больше, тем лучше». Не нужно пытаться впихнуть в заявление все возможные аргументы для максимальной убедительности. Можно добиться обратного эффекта. Судьи — люди занятые, у них нет времени на чтение очень объемных документов. Поэтому грамотный юрист оперирует 3–4 самыми яркими доводами, а остальные кратко излагает в виде схем и таблиц — так нагляднее, и информация воспринимается быстрее. Не стоит совершать и еще одну распространенную ошибку: переписывать текст жалобы «под копирку» с имеющихся образцов. Это заставит суд сильно усомниться в достоверности приводимых аргументов.

 

Что такое «краткая жалоба» и в каких случаях она подается?

Нередки ситуации, когда человек слишком поздно получает решение суда или сам затягивает с подачей апелляции. И у него остается очень мало времени на обжалование. В этом случае допустима подача краткой жалобы, чтобы не упустить время. Потом можно будет расширить ее до полноценного апелляционного заявления.

Для опытных юристов подача краткой жалобы — довольно распространенная практика. Но их клиенты нередко относятся с недоверием к этой форме и даже могут посчитать, что их дурят, что становится поводом для смены представителя. Однако обращение с краткой жалобой в апелляционный суд — это абсолютно законный и зачастую единственно верный шаг.  Он позволяет выиграть время и соблюсти процессуальные формальности. Ведь если не подать апелляцию, пусть и в усеченном формате, в установленные сроки, то о пересмотре дела и возможности изменения решения можно вообще забыть.

 

Формирование пакета документов

При подаче апелляции необходимый минимум документов выглядит следующим образом:

  • сама апелляционная жалоба;
  • доверенность, если дело ведет нанятый юрист;
  • чек об оплате госпошлины;
  • копия обжалуемого решения суда;

Размер государственной пошлины в данном случае варьируется в зависимости от статуса заявителя и суда. К примеру, если дело направляется в инстанцию общей юрисдикции, то для физлиц оплата составляет 150 руб., для юрлиц — 3 тыс. руб. Если предстоит обжаловать дело в арбитражном суде, то сумма увеличивается до 3 тыс. руб. для физлица и 6 тыс. руб. для юрлица.

 

Очень важный момент — правильное оформление документации, иначе ее попросту завернут и даже изучать не будут. Согласно статьям 322 и 378 ГПК РФ и статьям 260 и 277 АПК РФ в жалобе прописываются следующие моменты:

 

  • кто и в какой суд подает апелляцию;
  • какое решение требуется обжаловать;
  • аргументация в пользу заявленных требований;
  • список прилагаемой документации.

 

На документе должна быть подпись, дата не обязательна — ее проставят в судебной канцелярии, фиксируя день поступления жалобы к ним. Либо будет учитываться дата на почтовом штампе, если использовалась отправка заказным письмом.

 

Необходимо подготовить несколько экземпляров — по числу участников процесса. Как минимум их должно быть два: один — для судьи, второй — для другой стороны, участвующей в процессе. Если участников больше, то для каждого из них нужно подготовить по экземпляру. Все они должны подтвердить получение документов — проставить пометки на варианте жалобы, который будет предъявлен в суде. Если документы высылались по почте, письма должны быть с уведомлениями, которые потом и представляются.

 

Процесс подачи  апелляции

Документы для оспаривания судебного решения направляются в инстанцию, следующую за той, которая его выносила. К примеру, дело сначала рассмотрел мировой суд, значит, с жалобой нужно обращаться в районный. В исключительных случаях к процессу могут быть привлечены апелляционные суды общей юрисдикции, которых в стране 5 и располагаются они в крупных городах — Сочи, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге. В их компетенции находятся дела государственного уровня и решения, принятые иностранными судами.

Апелляцию направляют в суд, изначально рассматривавший дело, который должен проверить правильность оформления и передать ее в более высокую инстанцию. Установленный срок для этой процедуры — ровно месяц.

Заявку на обжалование решения могут притормозить или вообще вернуть. Это происходит по разным причинам:

  • не была оплачена государственная пошлина (или нет документа, подтверждающего этот факт);
  • в жалобе не отмечены важные сведения — номер дела, выбранная инстанция для апелляции и др.;
  • нет подписи заявившего лица;
  • нет доверенности на юриста;
  • не было сделано достаточного количества копий для всех участников.

Рассмотрение жалобы при наличии указанных недочетов приостанавливается на определенный период. Следует избавиться от всех ошибок и уведомить об этом судью, чтобы дело начало движение. Если предписания были проигнорированы, апелляцию вернут.

 

Также она может быть возвращена судом апелляционной инстанции в суд, который вел дело сначала, по ряду причин:

  • замечания не были рассмотрены судьей на протокол;
  • к жалобе не было прикреплено мотивированное решение;
  • судья первой инстанции не учел заявление о восстановлении пропущенного срока апелляции.

 

Порядок рассмотрения

Участникам суд апелляционной инстанции загодя высылает уведомления о месте и времени проведения заседания. Сам процесс обычно проходит следующим образом:

  • председательствующий судья выступает с докладом;
  • предлагается высказаться подателю жалобы (либо нескольких лицам, если заявления подавали все стороны);
  • выслушиваются возражения на жалобу;
  • разбираются с поступившими ходатайствами и новыми доказательствами;
  • в конце организуются прения сторон, для которых это последний шанс высказать свою точку зрения (допустимо пересказывать уже известные аргументы, но это чаще всего бесполезно и может вызвать только раздражение у судей, у которых отнимают время);
  • по окончании прений коллегия судей уходит в совещательную комнату и выносит решение по удовлетворению жалобы или отказу по ней.

Апелляционный суд имеет право объявить предыдущее решение обоснованным и не выходящим за рамки закона. Также в его юрисдикции объявить об отмене предыдущего решения, его частичном изменении и предъявлении своего решения по пересмотренному делу.

Еще эта инстанция вправе остановить судебное производство и не реагировать на жалобу. Последний вариант возможен, если были нарушены сроки или регламент подачи.

Полная отмена изначального решения — редкость. Согласно статистическим данным, это происходит примерно в 25 % случаев. Около 3 % приходится на долю изменений по судебному решению предыдущей инстанции. А более 70 % жалоб не удовлетворяются — решение остается прежним.

Бывает и такое, что судья вроде бы меняет предыдущий вердикт по апелляционному запросу, но по сути решение остается прежним, а меняется только его юридическая формулировка. Формально изменения были озвучены, но для того, кто подавал жалобу, ничего, по сути, не меняется.

 

Позиция, обозначенная судом более высокой инстанции, имеет вид апелляционного определения. И оно вступает в силу сразу после завершения заседания. По его итогам выдается исполнительный лист либо юридический факт регистрируется в госорганах. Текст определения чаще всего передается в суды нижней инстанции в течение 3-х недель, но срок может увеличиваться, если судебная система оказывается загруженной. Тогда следует обращаться в суд (можно дистанционно, посредством телефонного звонка) и напоминать.

 

Если итог апелляции не удовлетворил участников процесса, они могут обращаться в кассационные суды и надзорные органы.

Резюме

  1. Качественные аргументы — самый верный залог успешного исхода апелляции.
  2. Жалоба подается только до вступления судебного решения в силу.
  3. Стандартный период обращения в суды более высокой инстанции — 1 месяц.
  4. Жалоба должна быть правильно оформлена и вовремя отправлена в суд, иначе ее даже не примут.
  5. Должно быть подготовлено несколько копий документов для всех участников.

 

 

Для дополнительной консультации по этому и другим вопросам, позвоните нам по телефонам +7 (812) 467-38-97 или +7 (931) 9999-579 и получите бесплатную консультацию юристов и адвокатов BonteQ Consulting. Пишите нам на hello@bonteq.ru или в любом мессенджере на телефоне +7 (931) 9999-579

Семенов Андрей
Опыт работы – более 12 лет
Адвокат руководитель практики гражданских и страховых споров
Заполните заявку и мы вам поможем
Рассмотрим заявку в течении 3 часов

    Заполните заявку и мы вам поможем

    Рассмотрим заявку в течении 3 часов