Порядок составления и отправки претензии
Претензия служит эффективным средством в досудебном урегулировании спорных ситуаций. Она часто применяется в конфликтных вопросах: в торговой сфере, при недобросовестном оказании услуг, в делах, связанных с банковской и страховой деятельностью. При возникновении спорных моментов, которые связаны с экономическими отношениями, в законодательстве РФ разработан специальный претензионный порядок.
Составление претензии является самым правильным способом, чтобы разрешить возникшую спорную ситуацию. С момента составления документа, он приобретает статус доказательной базы, попытки урегулировать ситуацию в досудебном порядке, и вступает в законную силу. В некоторых ситуациях – это самый лучший способ урегулировать конфликт в максимально короткие сроки.
Так что же такое претензия и как правильно её составлять, с этими вопросами стоит ознакомиться более тщательно.
Терминология
Под претензией подразумевается юридически имеющий силу документ с предъявлением требований, где выражено недовольство заявителя на предоставленную ненадлежащего качества услугу либо на недоброкачественный реализованный товар. То есть претензия – это жалоба, составленная с учётом доказательной базы со стороны потерпевшего, законные права которого были нарушены с указанием требований: компенсация, исправление недочётов, возврат денежных средств и так далее.
До того момента, как будет составлена письменная претензия, обычно проходят устные переговоры, которые не принесли ожидаемого результата.
Цели претензии
В жалобе должны быть чётко сформулированы пункты, что желает получить заявитель от адресата:
- Договорные обязательства должны чётко соблюдаться. В случае их несоблюдения, заявитель имеет законные основания потребовать их устранения в обозначенные сроки или выплаты компенсации;
- Расторгнуть соглашение и произвести возврат уплаченных средств по нему;
- В случае если устранить недочёты нет возможности, заявитель вправе потребовать произвести оказанные некачественную услугу повторно, на безвозмездной основе;
- Возвратить часть уплаченных средств;
- Выплатить штрафные санкции, если такой пункт значился в контракте.
К примеру, если речь идёт о реализованном некачественном товаре, тогда заявитель должен внятно озвучить своё требование в письме:
- Потребовать замену некачественного товара на аналогичный, но качественный товар;
- Произвести замену, не соответствующего заявленным нормам качества товар, на аналогичный, но другого производителя, с согласием на доплату, либо без;
- Возвратить часть стоимости, которая была уплачена за товар, соразмерно выявленным дефектам;
- Безвозмездно исправить неисправности товара, которые были несовместимы с его качеством;
- Произвести возврат полной стоимости некачественного товара, вернув его продавцу (все расходы по возврату, в таком случае, возлагаются на сторону продавца).
Чтобы требования были удовлетворены в полном объёме, нужно соблюдать установленные законом сроки, для подачи письма-претензии.
Как правильно составить претензию
Для письма-претензии нет какой-то определённой формы заполнения, она заполняется произвольно, но существует определенный порядок, как его следует оформлять:
- В «шапке» жалобы должны быть указаны данные адресата, которому направляется письмо-претензия;
- Цель жалобы;
- Основная часть заявления. Эта часть оформляется сразу после указания названия претензии. Нужно чётко изложить сложившуюся ситуацию, не забыв указать на все факты и перечислив все обстоятельства и выявленные недочёты. Стиль повествования должен быть деловой, без проявления эмоций и употребления ненормативной лексики. При необходимости указать ссылки на пункты соглашения, которые были нарушены или не выполнены в полном объёме;
- Требования должны быть сформулированы чётко и грамотно, чтобы адресат не смог расценить их двояко;
- Доказательная база: чеки, квитанции, накладные, копии договора и так далее. Все документы, которые послужат в качестве доказательств во время судебных разбирательств;
- Дата и подпись заявителя.
Нужно подготовить два экземпляра документа, с прикреплением копий той документации, которая была указана в самой претензии. Если в жалобе идёт указание каких-то конкретных сроков или денежных выплат, их нужно вписывать не только прописью, но и цифрами. Письмо может быть написано, как в печатном варианте, так и от руки, но почерк заявителя должен быть чётким и внятным, чтобы не могло возникнуть двояких сомнений.
Каким способом можно отправить претензию
Жалоба может быть направлена одним из следующих способов на адрес провинившегося:
- В электронном варианте, на почтовый адрес виновного;
- По факсу;
- Воспользовавшись почтовым отправлением. Но письмо должно быть заказным с обязательным уведомлением о вручении адресату.
Самым простым считается отправка с помощью электронной почты. Но более надёжным считается: отправка письменного уведомления, воспользовавшись услугами почты РФ. Не запрещается воспользоваться одновременно всеми тремя вариантами сразу – для эффективности, что адресат наверняка получил документ.
Претензия и досудебное урегулирование
Существуют ситуации, когда спор можно урегулировать мирным путём без обращения в суд. Претензия позволяет без дополнительных расходов на оплату государственной пошлины и экономией времени, чтобы взыскать с обвиняемой стороны: денежные средства, произвести выплату по образовавшейся задолженности, потребовать замену недоброкачественного товара и так далее.
Ситуации, когда необходимо урегулировать спор в досудебном порядке
Досудебное урегулирование сложившейся конфликтной ситуации указано в процессуальном законодательстве РФ – это значит, что прежде, чем обращаться с исковым заявлением в судебные органы, истец должен был предпринять попытки мирного урегулирования спора и, если это не возымело должного эффекта подавать заявление в суд. Если истец проигнорировал этот пункт, суд может не взяться за рассмотрение дела и отклонить заявление.
Обязательное мирное урегулирование спора должно быть соблюдено в следующих ситуациях:
- Когда это предусмотрено федеральным законом;
- Когда в составленном контракте был указан такой пункт.
Проигнорировав попытку досудебного урегулирования, в тех ситуациях, когда это было обязательным условием – исковое заявление в суд будет относиться к числу составленных неверно. А это влечёт за собой нежелательные для истца последствия: гражданский суд вправе возвратить иск заявителю, так указано в п.1 ч.1.1 ст. 135 ГПК РФ, а арбитражный суд – оставить заявление без движения, согласно ст. 128 АПК РФ. Но если истец выполнил требование с полным соблюдением правил досудебного урегулирования конфликта – это даёт ему возможность обратиться с исковым заявлением в суд повторно.
Претензия о возврате денежных средств
Претензия составляется, когда одна из сторон выполнила указанные в контракте обязательства не в полном объёме или не выполнила их совсем. Самые распространенные случаи, когда пишется письмо-претензия на возврат денежных средств – это, когда потребитель остался недоволен качеством приобретённого товара и желает получить потраченные на его покупку средства обратно.
Составление жалобы является обязательным условием, если потребитель собирается для защиты своих законных прав обращаться с исковым заявлением в суд. Этот документ должен обязательно фигурировать в рассмотрении дела, доказывая, что истец пытался урегулировать спор в досудебном порядке, но его требования были проигнорированы или отклонены ответчиком.
Составляя жалобу такого типа рекомендуется придерживаться следующих нюансов:
- Период заключения соглашения (когда покупался товар);
- Главные обязательства сторон согласно контракту;
- Какие пункты договора были нарушены;
- Выдвижение требований на возврат денежных средств;
- Указать сроки, в течение которых должны быть выполнены требования пострадавшей стороны;
- Указать дальнейшие действия, которые будут предприняты в случае игнорирования письма или нежелании удовлетворять требованиям заявителя.
Претензия о неисполнении условий соглашения
Жалоба составляется, когда физ. или юр. лицо выполнил не все пункты, указанные в контракте ненадлежащим образом, либо не выполнил их совсем. Чтобы защитить ущемлённые права гражданина в суде, нужно составить досудебную претензию.
Претензия о сорванных сроках поставки относится к одному из разделов о нарушении условий контракта. Срок поставки относится к одному из главных обязательств, которые указываются в контракте. Нарушение этого пункта договора служит веским поводом для написания претензии в адрес нарушителя и попытке урегулировать ситуацию до обращения в орган суда. Этот вид жалобы может быть отправлен как от физ. лица, так и от лица компании.
Такой документ составляется следующим образом:
- В «шапке» указывается информация об адресате: физ. или юр. лицо, которые пренебрегло некоторыми пунктами, указанными в контракте;
- Паспортные данные заявителя;
- Полное название претензии;
- Указать реквизиты соглашения, которые были нарушены;
- Список условий, который были нарушены;
- К каким последствиям привело нарушение пунктов договора;
- Обозначить период, которые даётся на исправление ситуации;
- При необходимости указываются дополнительные сведения.
В письме-претензии должно быть чётко указано к каким именно фактам относится жалоба, что должен выполнить оппонент отправителя для разрешения конфликтной ситуации и какой для этого отводится срок.
Претензия с требованием погасить задолженность
В каких случаях следует составить письменную жалобу:
- Были нарушены сроки выплат, которые прописаны в договоре;
- Просроченные платежи по кредиту.
Если планируется подача иска о взыскании образовавшейся задолженности, составление письменной претензии является обязательным условием для пострадавшей стороны. Если потерпевший не предпринял попытки мирного урегулирования конфликта в досудебном порядке, исковое заявление суд может оставить без удовлетворения, в некоторых ситуациях может даже не приступать к рассмотрению дела.
Форма составления письма обычная. Содержательная часть оформляется в свободной форме, где указываются ссылки на пункты, которые были нарушены: сроки внесения платежей или сумма платежа согласно договору. На какой тип договоров ещё распространяется такой вид жалобы:
- Сделка купли-продажи;
- Договор аренды;
- Договор подряда;
- Предоставление определённых услуг;
- И так далее.
В письме должны быть обязательно указаны сроки, в течение которых пострадавшая сторона согласна принять денежные средства в счёт уплаты образовавшейся задолженности, без неустойки (либо с обязательной её выплатой), для разрешения конфликта в досудебном порядке.
Претензия о товаре ненадлежащего качества
Этот документ может быть направлен в следующим адресатам:
- Поставщику, отвечающему за качество товара, который не соответствовал заявленному качеству;
- Компании, которая распространяла товар, не соответствующий заявленным ранее требованиям;
- Организации продавшей товар плохого качества покупателю.
Большинство таких жалоб составляется согласно установленной законодательством РФ защитой прав потребителей.
Составляя претензию о недоброкачественном товаре, в переписке должны обязательно присутствовать подтверждающие документы, служащие доказательной базой для потерпевшей стороны. В качестве доказательств могут выступать:
- Ксерокопии чеков или квитанций;
- Копия техпаспорта на товар, предназначающийся для длительного пользования;
- Ксерокопия гарантийного талона;
- Составленный акт о проведённой экспертизе на технически сложный товар;
- И другие документы, относящиеся к делу.
Ответ на претензию
Когда кто-то получает письмо-претензию, на неё рекомендуется ответить. Молчание или полное бездействие сторона заявитель может расценить в качестве нежелание решать спор в досудебном порядке.
Если адресат выполнил все требования, указанные в письме: выплатил денежную компенсацию, были учтены и исправлены в обозначенный срок выявленные недостатки и так далее. Но письменный ответ будет расцениваться, как доказательство, что предъявитель выполнил (согласен выполнить) свои обязательства перед потерпевшей стороной или он отрицает свою вину и не согласен решать спор мирным путём.
Чаще всего адресаты не согласны с содержанием письма-претензии либо пытаюсь изменить выдвинутые пострадавшей стороной условия. Тогда виновная сторона должна указать в письме-ответе на претензию следующие моменты:
- Какие пункты готовы признать в полном объёме, а с которыми согласны частично;
- Указать свой срок, за который работу обязуются выполнить или исправить недочёты;
- Указать ссылки на нормативные акты либо контракт, с обязательным приложением ксерокопий той документации, которая может отсутствовать у потерпевшего;
- Попросить отсрочку внесения платежа с обязательным указанием сроков зачисления денег.
Если варианты, предложенные виновной стороной, не устраивают пострадавшего, у него есть два варианта развития дальнейших событий: продолжить переписку, пытаясь достичь более приемлемых для себя условий или обратиться в органы суда, чтобы там добиться удовлетворения поставленных условий.
Как поступать если претензия была отклонена
Если в течении отведённого периода времени (около тридцати суток) либо установленного времени в договоре, жалоба останется проигнорированной либо на претензию был составлен отрицательный ответ второй стороной – пострадавшая сторона имеет законное основание обратиться с исковым заявлением в суд. В суде истец может дополнительно потребовать с ответчика: взыскание компенсации, неустойки, выплату финансовых средств за потерянную выгоду, за причинение морального вреда и другие издержки.
Заполните заявку и мы поможем
Спасибо за заявку!
Мы перезвоним в течении 4 минут 58 секунд и проконсультируем по вашему вопросу