Ликвидация пенсионного фонда

Ликвидация пенсионного фонда

Согласно заявлению пресс-службы министерства труда и соцзащиты с 1 января 2023 года, ПФР и ФСС объединятся в Единый государственный внебюджетный – Социальный фонд России. После объединения фондов все законные права граждан РФ будут сохранены в полном объёме. После объединения работодателям будет предложена общая взносооблагаемая база для произведения выплат страховых взносов по пенсионному и социальному страхованию.

Ликвидация пенсионного фонда России способна повлиять на размер выплачиваемых пенсионных пособий, а также порядок их получения. Однако, почему эта новость служит хорошим знаком?

Ликвидация ПФР

Ликвидация пенсионного фонда рассматривается как попытка экономии за счёт реформирования внебюджетных фондов:

  • ФСС – собираются материальные средства с каждой заработной платы, и производится оплата «больничных бюллетеней»;
  • ПФР – самый крупный и обогащённый из этих трёх фондов.

Решение, о ликвидации фондов и объединении их в одну крупную организацию, было принято с учётом внедрения в РФ единой цифровой платформы для:

  • отслеживания производимых выплат,
  • внедрения единого тарифа под страховые взносы,
  • будет определено единое окно для обращения граждан за мерой поддержки,
  • создание единого контакт-центра поддержки граждан РФ.

Задачи нового фонда

Необходимость в реформировании ПФР начала зарождаться уже достаточно давно, но фонд долгое время держал оборону и не желал переходить к более новым, современным и эффективным путям перераспределения финансовых средств организации.

Объединение фондов не гарантирует, что пенсионные выплаты резко увеличатся. Основная задача такой реорганизации лежит скорее в сокращении бюрократического аппарата.

Организация не сможет быть признана банкротом.

Сокращение бюрократии

Объединение ПФР и ФСС позволит ускорить получение социальных услуг и сделает его более удобным для граждан РФ (за счёт создания единых офисов обслуживания клиентов).

Такая реформа проводится в рамках нового проекта по созданию в РФ социального казначейства. Основой проекта послужит цифровая платформа, под которую будут объединены все существующие в социальной сфере информационные системы. Как результат государство сможет централизованно производить управление всеми социальными выплатами.

Что грозит сотрудникам фондов

Как показывает практика – любые скрещивания крупных организаций подводит руководство под ту черту, когда они начинают задумываться о процедуре оптимизации и сокращении штата своих сотрудников. В одном только ПФР трудится более 100 тыс. граждан, в ФСС – немного больше 30 тыс., что в совокупности даёт больше 130 тыс. работников.

Если в результате объединения штат сотрудников сократится хотя бы на 1/5, тогда выражаясь в численном количестве, речь пойдёт о приблизительно 25 тысячах рабочих мест. Всем этим гражданам придётся повторно искать трудовые места.

Хотя в указе президента РФ идёт указание, что в период преобразования нельзя допустить сокращение сотрудников ПФР и ФСС – каждому работнику должны найти место в новой структуре. Также для работников компании будет дано право на:

  • медицинское обслуживание;
  • прохождение санаторно-курортного лечения;
  • выплата единовременных субсидий;
  • приобретение объекта недвижимости;
  • единовременные выплаты при рождении ребёнка;
  • поступление в госучреждения высшего образования.

Материальные средства ПФР и ФСС, их имущество и участки земли будут закреплены за новым фондом.

Как будет работать новый фонд

Управлять фондом будет председатель и состав правления – около 35 человек. Совещания будут проводиться не реже одного раза в три месяца.

Правительство РФ будет заниматься, в отношении фонда, такими должностными обязанностями, как:

  • Назначение председателя организации;
  • Регулировка максимальной численности сотрудников фонда и размер их заработной платы.

Бюджет фонда будет формироваться за счёт страховых взносов, вне федерального бюджета и бюджетов субъектов. Учредителем организации выступает правительство РФ, а в качестве владельца имущества – Российская Федерация. Ответственность за публичные обязательства фонда (выплата пенсионных пенсий и пособий, а также прочие социальные выплаты) будут возлагаться на Российскую Федерацию.

Как объединение повлияет на отчётность

Изменения коснутся отчётности по страховым взносам, которые потребуется учитывать в бухгалтерии. Будут объединены такие отчёты, как:

  • С3В-М;
  • 4-ФСС;
  • С3В-СТАЖ;
  • С3В-ТД;
  • ДСВ-3.

В данный период эти отчётности нужно подавать по отдельности.

На каком основании было решено ликвидировать ПФР

Данное решение, о ликвидации Пенсионного фонда, возникло в связи выявленными многочисленными ошибками в самой системе. Кроме того, причиной для объединения, послужил низкий коэффициент соотношения средней пенсии к средней заработной плате по России.

Согласно заявлениям Миронова: «Пенсионный фонд необходимо было подвергнуть ликвидации как ненужного посредника между государственным бюджетом России и гражданами пенсионного возраста. Нужно отказаться от такого посредника, как ПФР и производить выплату пенсий напрямую из бюджетных средств». Также он высказал, что на фонд шли лишние затраты, которых можно было избежать:

  • Слишком большой штат сотрудников;
  • Дорогостоящие офисы;
  • Неоправданная IT-структура.

В такой ситуации проще использовать инфраструктуру и базу Федеральной налоговой службы.

Вины фондов в объединении нет

Пусть к работе Пенсионного фонда и имелись определённые вопросы, но нужно понимать, что он работает по тому законодательству, которое было принято в стране.

Реорганизация ПФР и ФСС не подразумевает провал в работе фондов. Это объединение напрямую касается оптимизации работы компаний. Утверждать то, что во всём этом вина лежит на каком-либо одном фонде – некорректно. Да, в России немного страдает система социального, пенсионного и медицинского страхования. Но фонды являются «драйверами» деятельности всей этой системы.

Для дополнительной консультации по этому и другим вопросам, позвоните нам по телефонам +7 (812) 467-38-97 или +7 (931) 9999-579 и получите бесплатную консультацию юристов и адвокатов BonteQ Consulting. Пишите нам на hello@bonteq.ru или в любом мессенджере на телефоне +7 (931) 9999-579

Искрова Наталья
Опыт работы – более 6 лет
Юрист специалист практики гражданских и наследственных споров
Заполните заявку и мы вам поможем
Рассмотрим заявку в течении 3 часов

    Заполните заявку и мы вам поможем

    Рассмотрим заявку в течении 3 часов